Как видит мир человек с плохим зрением. Как можно помочь и как нельзя
Опыт слабовидящего человека
Предисловие. Вадим Бондарь — детский офтальмолог.

Уважаемые друзья, ниже я привожу текст, который написан моим другом Дианой Крестниковой. У Дианы наследственное заболевание глаз, которое стало причиной слабовидения. Диана согласилась написать, как видит человек с низким зрением, для того, чтобы люди, которые вступают в контакт со слабовидящим человеком, понимали, насколько по-другому слабовидящие люди видят мир.

Я приношу благодарность Диане за такой подробный рассказ, это большой труд и очень важная информация.
Как видит мир человек с плохим зрением. Как можно помочь и как нельзя

Всё, что написано ниже, — размышления автора о том, как можно и нельзя помогать слабовидящему человеку. Основаны они на личном опыте и наблюдениях за небольшим кругом людей с похожими проблемами. Идея написания возникла из знакомства с миром незрячих и понимания, что обычно советы не в полной мере соответствуют тому, что приходится использовать в жизни.

Об аторе


Моё зрение с рождения было на уровне 0.05–0.1 в зависимости от того, как и чем измерять. При этом, как мне кажется, моя адаптированность находится на достаточно высоком уровне для такого зрения. До развития катаракты я могла без очков с маленького расстояния легко читать практически любой шрифт. С ИОЛ это стало сложнее, но мне повезло: тексты стали электронными, их можно увеличить. Насколько мне известно, такая способность к чтению редка — люди с похожими показателями обычно читают с трудом даже крупный шрифт. У меня же была эта возможность, давшая мне важную степень свободы: я могла учиться по обычным учебникам, записывать лекции, работать за компьютером без озвучивающих программ и искажающего увеличения.
Таким образом, у меня сложилась, как мне представляется, достаточно целостная картина мира. Помощь мне требуется лишь изредка — и обычно это простые задачи вроде сходить со мной в определённое место и помочь там решить один конкретный вопрос.
Сложно сказать, насколько это было значимо, но важным фактором моего становления я считаю решение моей семьи не считать меня человеком с ОВЗ. Примерно до семи лет я не знала, что со мной что-то не так. Конечно, я знала, что плохо вижу, но это было что-то вроде цвета волос, из этого не следовало, что мне нужна какая-то особая помощь или что я серьёзно отличаюсь от других. У такого подхода были и минусы: например, инвалидность мне оформили только в 14 лет, когда стало уже очевидно, что странно не получать пенсию, когда все её получают.

Конечно, утверждать, что проблем кроме пенсии у меня нет, будет нечестно. Но я привыкла справляться с ними примерно так, как люди справляются, например, с особенностями своей внешности: не просить помощи, а прятать, маскировать, иногда даже стыдиться, и искать собственные пути. Сегодня это может показаться странным, но в моём детстве общество было значительно менее терпимо к особенностям. Врачи на этом фоне особенно выделялись: они не столько поддерживали родителей сложного ребёнка, сколько, наоборот, обвиняли их, давали самые неблагоприятные прогнозы и, казалось, делали всё, чтобы не вселять надежду. Компенсируя это, мои родители выбрали путь превращения меня в обычного человека. И у них получилось, за что я искренне им благодарна, хотя временами и бывает трудно.

Со временем ко мне пришло понимание: я, хорошо справляюсь, но мне будет ещё лучше, если я чётко опишу и проговорю некоторые моменты, о которых меня часто спрашивают или которые мне регулярно приходится разъяснять. 

Я поняла, что в представлении многих есть только два состояния: человек или слепой, который «вообще ничего не видит», или не слепой, который «видит почти как все». И как только выясняется, что под категорию «слепой» я не подхожу, мне могут прилететь задачи, с которыми я, если и справляюсь, то гораздо хуже, чем условно обычный. И дело не в том, что я хочу, чтобы меня как-то берегли. Это вопрос эффективности, взаимопонимания, комфорта и обычного межличностного общения.

В повседневных ситуациях (магазин, транспорт и т.д.) незрячего человека обычно сопровождают или он использует трость — это хорошо всем видно и однозначно считывается. Пожилому объясняют пошагово — тоже вполне привычная ситуация. А я — вроде бы самостоятельная: без трости, без очков, понимаю, как что работает. Но если я просто скажу: «Подскажите, пожалуйста, я не вижу», — это прозвучит странно: «Там же крупно написано!» И «там» правда обычно написано крупно. Но объяснять каждому сотруднику, что у меня с головой всё в порядке, а вот с глазами не очень, неожиданно сложно. Люди этому не верят. Приходится делать выбор, кто я сегодня: плохой пользователь двух кнопок или сумасшедший «не от мира сего» человек. Это часто отбивает желание даже начинать, я предпочитаю решать вопрос другим способом. 

И ещё одно важное замечание. Когда я думаю об этом тексте, я переживаю, что могу где-то сильно ошибиться и задеть чувства «коллег». Мы все разные, опыт и адаптация у всех тоже очень разные, потому что нас мало. Поэтому дальше — мой личный опыт, мой взгляд, а не научное исследование. Хотя, конечно, было бы полезно. Но пока так.

Как видит мир слабовидящий человек?

Кто такие слабовидящие: что это за “промежуточная” категория

Существуют люди, которые видят плохо, но не настолько плохо, чтобы им была нужна белая трость. Слабовидящим считается человек с остротой зрения от 0,05 до 0,3 с коррекцией. Это группа очень разных людей: среди них есть те, у кого из жизненных ограничений будет, пожалуй, только отсутствие водительских прав, и те, кто не может без посторонней помощи подписать документ. И одновременно с физическими ограничениями каждый такой человек имеет и какие-то моральные установки, зависящие от его прошлого, диагноза, перспектив и просто характера.

Для общества же всё проще: существуют три категории граждан — без очков (с нормальным зрением), в очках (что-то не то) и незрячие (требуется очевидная помощь). Но не всегда очки делают зрение 100-процентным, и не всегда человеку удобно или нужно их носить. Такой человек и попадает в промежуточную ситуацию. У него нет белой трости, он может не уметь пользоваться слухом и осязанием, как незрячий. У него просто есть свои ограничения, к которым нужно подобрать способ их преодоления в жизни. В обществе часто существуют неверные представления о том, что именно является проблемой для слабовидящих. Это может привести к недопониманию и недостаточной поддержке.

Препятствия могут возникнуть в неожиданном месте, быть совершенно неочевидными для обычных людей — очень мелкими, но при этом неприятными и сложнорешаемыми. Пример из жизни: домофон и лифт. На разных моделях домофонов кнопка «В» (вызов) может находиться в разных местах — справа или слева от нуля, а цифры могут быть просто стёрты. Стоя у подъезда, неприятно позвонить в чужую квартиру просто потому, что цифр не видно и предположение о местонахождении единицы оказалось ошибочным. Дальше ждет лифт, в котором кнопки расположены всегда по-разному. Как быстро нажать нужный этаж, уверенно войдя в лифт с другим пассажиром? Это мелкие неприятности, которые могут решить судьбу всей поездки в незнакомое место.

Проблемы возникают не там, где их ждёт общество. Из-за этого возможная помощь промахивается. Часто бывает сложно объяснить в том числе и себе, в чём вообще нужна помощь и нужна ли она вообще. Попробуем описать мир слабовидящего человека, поговорим о заблуждениях и попытаемся сформулировать, в чём помощь может потребоваться, а в чём — вопреки ожиданиям — нет.

Что видит слабовидящий

Восприятие мира слабовидящим человеком может сильно варьироваться в зависимости от степени и типа нарушения зрения: нечеткость и размытость, ограничения поля зрения, проблемы с восприятием цветов, чувствительность к свету.
Здесь я остановлюсь, чтобы ещё раз подчеркнуть, что всё, что будет описано ниже, основано на том, как вижу мир я. У меня есть опыт коррекции зрения, но она никогда не была значительной. Кроме того, у меня был опыт достаточно зрелой катаракты, что тоже дало некоторое представление о том, «как бывает». И, конечно, я внимательно наблюдала за теми проблемами со зрением, которые встречались в моём окружении, старалась делать выводы и обобщать. Поэтому позволю себе дальше описать ту реальность, которую могу представить. Конечно, это описание не претендует на полноту — в нём вполне могут быть пробелы, и, возможно, довольно существенные. Каждый случай индивидуален, и мой опыт — лишь один из возможных. 
Особенности восприятия: пространство, детали, свет, ночь
Самая главная мысль, касающаяся слабовидящих людей, не всегда очевидна, но именно она лежит в основе всей возможной помощи. Человек, у которого есть предметное зрение, видит мир в целом так же, как и человек с нормальным зрением. То есть длина, ширина, высота предметов, расстояние до них, цвета, трёхмерность мира (не путать с бинокулярным зрением), высота голубого неба, широта полей, зелень лесов и другие образы — всё это воспринимается так же, если только ухудшение зрения не произошло резко или совсем недавно.
Для сравнения: как я понимаю, у незрячего человека, который использует синтезаторы речи, представление, например, об экране компьютера будет не условно двумерным, а последовательным — линейным. Это и есть самое важное отличие слабо, но всё же видящего человека от незрячего. Такой человек учился и жил в том же самом мире, читал (или слушал) те же книги и стихи, слышал ту же музыку, с переменным успехом смотрел картины, точно смотрел фильмы. Его самосознание формировалось на тех же образах, что и у всех. Причём эти образы были получены именно через зрение: он не просто знает, о цветах — он их вполне себе ощущает и использует. Да, пробелы неизбежны, но в целом существенных отличий в восприятии быть не должно.

Второе важное — то, что часто сливается в восприятии желающего помочь: человек с плохим зрением не является умственно отсталым, если только нет какой-то дополнительной информации об этом. Такой человек понимает, где он находится, зачем он здесь, какая у него цель и как он собирается её достигать. Он способен сам попросить помощь и, главное, определить, какая именно помощь и в каком объёме ему действительно нужна. То же самое, конечно, касается и незрячих людей. Потеря зрения — это не потеря здравого смысла.

Но слабовидящий, из-за неочевидности своей особенности, может вызывать недоумение чаще — просто потому, что его поведение внешне не укладывается в привычные категории и выглядит странновато, особенно на фоне ожиданий.

Третье важное. В повседневной жизни человек с плохим зрением (да и незрячий, конечно, тоже), скорее всего, вообще не вспоминает о своём зрении. Он просто идёт по делам, думает о насущном. Да, возможно, он вспоминает чуть чаще, чем человек с некрасивым носом — но уж точно реже, чем человек с больной спиной. И не факт, что ему стоит об этом напоминать. Даже если он и вспоминает, то — в контексте решения конкретной ситуации, а не в духе «какая у меня тяжёлая судьба». Это важно понять: человек с плохим зрением — не смертельно болен. И вообще не болен, по крайней мере, в бытовом смысле. Болезнь — это простуда: она мешает и пройдёт. А зрение — это просто данность. С этим надо жить, а не страдать. Почему он не переживает об этом каждый день? Всё просто: привычка и отсутствие альтернативы. Об отличиях поговорим ниже — они есть, и они существенны, но только в мелочах. А в целом это ничего не меняет.

Из этих трёх пунктов вытекает  вывод: в повседневной жизни, если не поступает прямой запрос, стоит вести себя с человеком с плохим зрением как обычно — абсолютно так же, как с любым другим.

Детали в мелочах

Мы уже сказали, что пространство человек с плохим зрением воспринимает таким же: горизонт остаётся горизонтом, солнце — солнцем, луна — луной, дома — домами. Но мелкие детали не проявляются. Они не всегда становятся расплывчатыми как это кажется многим — их просто нет. Они как будто не загружаются, если не подойти ближе. И чем слабее зрение, тем меньше деталей будет у объектов. Например, дом может быть просто серым прямоугольником. А может — с окнами. В окнах могут быть форточки. Для кого-то они появятся сразу, для кого-то — только на в 10 метрах от стены. Существуют и другие типы зрительного восприятия. Например, при катаракте мелкие элементы не исчезают, а превращаются в нечто размытое, с отблесками и засветами — тоже без возможности различить, но по-другому.

Мир вокруг изначально построен с учётом того, что мелкие детали будут видны любому стандартному человеку: вывески, указатели, инструкции и тд. Чем дальше расположен объект, тем сам он или, например, шрифт на нем будет крупнее. Это верно для всего, что важно для принятия решений. Но у человека с плохим зрением объекты становятся «дальними» намного раньше, чем это предполагалось. Так как именно на это завязаны следующие действия (нажать кнопку, найти дверь, определить маршрут), нужные мелкие элементы могут оставаться невидимыми в тех ситуациях, где без них трудно двигаться дальше. Именно это и является основной проблемой, которую приходится решать, то есть знавать о мелких деталях каким-то другим способом. Ниже обсудим подробнее, что мелкие детали могут не просто исчезать, а вообще оказываться неизвестными.

У нас очень сильный мозг. И он может мешать

Важную роль играет не только зрение, но и мозг — его способность распознавать и достраивать образы. Человек с плохим зрением не просто не видит мелкие детали или оттенки цветов. Он часто не знает, что эти детали вообще есть. Они не плохо различимы — их нет, и не было. 
Из-за этого границы, формы, свет и тень начинают сливаться, образуя другие, ошибочные образы. Например, в незнакомом районе опоры ЛЭП и стоящие на отдалении башни-дома могут выглядеть одинаково. Так местность может перестать «сходиться» с картой, навигатор будет показывать другую реальность, а объяснение по телефону почти наверняка приведёт к недопониманию.
Важно повторить: слабовидящий человек не просто «не разглядел» — он может видеть совершенно другой предмет, и быть в этом уверен. Мозг достроил, угадал, ошибся — и это интересный эффект: его сложно учесть и невозможно предсказать.
Например, обычная тень от козырька может казаться глубокой ямой (честно говоря, наоборот хуже), а гладкая тропинка впереди — ступенями. Всё зависит от сочетания света, контраста и настроения мозга в этот момент. То есть ошибиться мозг может даже с теми объектами, которые человек должен видеть нормально. Но легла полоса тени и вот уже ступенька может быть воспринята как продолжение пола.

Свет, тьма и ориентирование

Ночью все кошки серые. Ночью все ориентиры другие. Высокие городские дома сливаются в фон и могут пропасть из доступного пространства полностью. Источники света могут слепить или, наоборот, показывать дорогу. Вывески, незаметные днём, вспыхивают ночью и помогают в ориентации, но бывает и наоборот: днём видно надпись, а ночью — просто световое пятно. Осваивать новый маршрут, конечно, лучше днём. Но известный маршрут остаётся понятным — мозг берёт на себя большую часть распознавания образов, цепляется за нужные детали, ориентируется по памяти. Главное, чтобы не перепутал. Потому что если образ схож, но не тот — можно пойти совсем не туда. Такое случается.

Частое заблуждение. Может показаться странным, но слабовидящий человек ориентируется в полной темноте не хуже, а лучше обычного человека. Здесь важно различать два типа ситуаций. Выше речь шла о городской темноте — когда вокруг есть источники света, витрины, фонари, окна, и именно из-за этого слабовидящему сложно: картина искажается, яркое мешает, а тёмное исчезает. Но в полной темноте, например в тёмном коридоре, ощущения могут быть обратными: зрячий теряет главное — зрение, а слабовидящий почти ничего не теряет, он и так ориентируется по слуху, шагам, памяти. Не стоит путать ориентацию в незнакомом месте и в знакомом. В незнакомом, конечно, будет сложно всем. Но в знакомом слабовидящий может оказаться эффективнее, за него точно не стоит беспокоиться. Хорошим вариантом для близкого человека будет, попросить помощи у слабовидящего, ему приятно, а зрячий не свалится с лестницы.

Источники света в тёмное время — далеко не всегда помощники. При некоторых проблемах со зрением они могут не освещать, а наоборот — слепить, искажать изображение, создавать яркие артефакты, которые перекрывают другие объекты. Полная темнота (а она на улице почти никогда не бывает полной) может оказаться удобнее, чем яркие точечные источники. Представьте себе уличный фонарь. Луч света от него, если он возник при астигматизме или катаракте, — большая помеха: он ближе любого предмета, он ярче, чем всё вокруг, его невозможно “прошибить” взглядом. Устранить эту помеху, можно только убрав источник света - спрятаться от фонаря за козырьком, капюшоном или рукой (и как это выглядит со стороны?). Но иначе свет создаёт ослепляющий ореол или даже линию — как трещину в стекле, которая буквально перекрывает даже крупные объекты. 
Проще потеряться в городских джунглях…

Открытые пространства такие как парковки больших ТЦ или сами большие торговые центры, развязки широких трасс, большие автобусные станции и т.д. создают сложности из-за отсутствия очевидных крупных ориентиров. Перемещение по парковке может быть некомфортным, особенно, если маршрут пролегает не к дверям ТЦ, куда идут все люди, а вдоль здания. Самое простое, что может случиться - на том конце пути не окажется выхода, а забор, который для остальных очевиден, «вырастет» на пути тогда, когда пройдено уже много лишних шагов в ложном направлении. Да и идти по открытому пространству вместе с машинами сложно, всегда хочется иметь уверенность, что здесь вообще можно идти пешеходу.

Внутри большого торгового центра - обилие ярких похожих вывесок, поворотов и ответвлений коридоров, яркого, однотипного освещения и оформления. Навигация по карте, как правило, недоступна или неудобна, а самостоятельное перемещение сильно зависит от  навигационных способностей человека. В общем случае знакомство с ТЦ обычно сложнее, чем с любым другим маршрутом. 
Иногда тротуар вдоль большой дороги обрывается — например, впереди примыкает широкая проезжая часть: въезд на АЗС, к торговому центру или в промзону. Это обычный Т-образный перекрёсток, но он может выглядеть пугающе: зебры нет, а на той стороне не видно, продолжается ли вообще путь. Бывает, что пешеходный маршрут там есть — просто не просматривается из-за слабого зрения, а еще машин, кустов или поворота. А бывает, что тротуар действительно обрывается, и надо возвращаться. Пока не подойдёшь совсем близко, понять это невозможно. Такое ощущение неуверенности и риска сильно снижает комфорт, особенно в незнакомом месте.

Примеры из жизни. Проблемы слабовидящих

  1. Вот несколько «обычных» проблем для иллюстрации того, как воспринимает мир слабовидящий. 
  2. В последнее время самокаты и другие средства индивидуальной мобильности заполонили города. Курьеры едут быстро, доставляя проблемы любому пешеходу. Слабовидящему практически невозможно издалека определить с какой стороны его собирается объезжать встречный самокат, а расстояние, с которого получится это определить, объективно опасно для маневров. 
  3. Проблема определить правильный светофор, особенно на больших перекрестках. Свет светофора сильно ярче, чем столб, на котором находится светофор. Легко можно принять более дальний зеленый за «свой» и пойти на красный. Это опасно, особенно в моменты, когда попутных пешеходов нет. 
  4. Трудности с чтением надписей на указателях, остановках, картах и тд. В зависимости от зрения, их может быть вообще невозможно прочитать. Например нужный автобус чаще всего имеет два направления движения, крупно написанного номера совсем недостаточно для того, чтобы определить, в какую сторону едет автобус.  
  5. В незнакомом магазине легко можно потеряться. Это не очень существенная проблема, но зайти в случайный магазин намного менее комфортно, чем это кажется на первый взгляд 
  6. Сложность при общении в больших коллективах, посещении массовых мероприятий, выступлениях, присутствии в компании малознакомых, но все-таки известных людей. Слабовидящему может быть неловко в ситуациях, когда требуется общаться с большим количеством людей. Если в помещении кто-то использует микрофон, это будет очень мешать ориентироваться. Решение проблемы — участие сопровождающего, знакомого с ситуацией
  7. Похожая на предыдущую проблема: сложно войти в кабинет, особенно, если это не кабинет врача по записи, а какое-то иное присутственное место, где сотрудник может просто махнуть рукой, или тихо ответить, что занят, или в кабинете присутствует несколько специалистов, и какой из них отозвался, понять невозможно. Открывать дверь со словами «Здравствуйте, я плохо вижу, кто из вас мне поможет» - навык, требующий определенных качеств или мотивации. Но и ожидать от людей, что они с одного взгляда поставят диагноз, невозможно
  8. Использование цифровых устройств в присутствии других людей может быть неполноценным из-за стремления не демонстрировать свои трудности (например доставать очки с толстыми линзами). Из-за этого, естественно, теряется часть удобства, например сложно вызвать такси или сделать банковский перевод. Конечно, с своим телефоном можно заранее работать, научиться пользоваться увеличением или голосовым помощником, но взаимодействия с чужими  устройствами все равно останется затрудненным
  9. В музеях, выставках, презентациях и других “визуальных” мероприятиях, а так же на лекциях человек с нарушением зрения может затрудняться в понимании контекста,  выглядеть "скучающим", "отвлечённым", потому что не получает всей информации. Конечно, это не повод не ходить на интересующие мероприятия, потому что мозг все равно постарается взять все возможное, это всегда полезно. 
  10. При попытке воспользоваться терминалами, банкоматами, билетными автоматами и т.п. возникает проблема не в понимании, что делать, а в возможности воспользоваться визуальным интерфейсом
Эти и многие другие ситуации не делают жизнь невыносимой. Они складываются в постоянный фон, при котором слабовидящий человек должен не просто справляться, а делать это быстро, уверенно и безошибочно, чтобы не выглядеть «неловким» или иногда «ленивым». Проблема не в одной конкретной трудности, а в том, что таких “мелочей” десятки — каждый день. И каждая из них отнимает силы. 

Как распознать слабовидящего

Реальность состоит в том, что не всегда малознакомые люди сразу понимают, что перед ними человек, которому может потребоваться небольшая помощь. Такой человек может иногда показаться слабослышащим. Особенно, если внешних признаков нет. Перечислим характерные особенности, которые могут «выдать» слабовидящего.
  1. снимает на телефон вывески, расписание автобусов и другое объекты с надписями, когда очевидно, что запоминать их нет смысла (табло с минутами до прихода автобуса явно нет смысла фотографировать)
  2. слушает станции у поезда
  3. меняет направление движения близко от явных препятствий, как будто задумался и не смотрел вперед
  4. подписывает документы не читая или смотрит на текст, делая вид, что читает. Часто объяснять, что прочитать нет возможности, сложнее, чем просто подписать
  5. избегает заполнять бланки, анкеты или делает это медленно, сверяясь с телефоном или просит продиктовать, даже если форма простая 
  6. проявляет осторожность при спуске с лестницы, неровной дороге, хаотичном движении людей, при этом не имея явных трудностей с опорно-двигательным аппаратом и на прямых участках демонстрируя обычное поведение пешехода
  7. может не узнать знакомого издалека или в необычном месте, при этом нормально общаясь с ним в более привычной обстановке
  8. предпочитает яркий свет в помещении, но теряется при обилии источников света и/или в шумном помещении
  9. за общим столом слабовидящий может испытывать затруднения с выбором блюд, стесняться попросить помощи и соответственно брать себе на тарелку то, что лежит рядом.
  10. при выяснении маршрута задает на первый взгляд странные вопросы, над ответами на которыми собеседник вообще никогда не задумывался (например, в какую сторону повернуть от метро или где находится лифт в подъезде)
  11. может пользоваться навигатором на предельно коротких дистанциях (например, чтобы пройти 100 метров), либо — наоборот — неожиданно не может найти вход в здание, даже стоя у него
  12. задаёт уточняющие вопросы по очевидным визуальным вещам: «а где тут кнопка?», «это зелёная дверь?», «а это точно автобус номер такой-то?» — даже если это написано крупно и вроде бы понятно
  13. в кафе или столовой может, держа в руках меню, спросить «а что тут есть?». Иногда просто заказывает «то же самое», что взял кто-то рядом
  14. в магазине может фотографировать ценник или состав/дату
  15. в незнакомом помещении (музей, школа, поликлиника) может теряться, даже при наличии указателей
  16. на встречах, в очередях или в зале может не реагировать на кивок или жест, если его не сопровождает голос — при этом легко вступает в разговор, если обратиться словами. Может даже «игнорировать» приветствие, если не был установлен визуальный контакт, а голос потерялся в шуме
Очень важно, не пытаться навязывать помощь каждому, кто слегка замешкался у лестницы. Просто нужно понимать, что рядом может быть человек, который справляется, но ему чуть сложнее, чем другим. Ему не нужно всё объяснять с нуля, бывает достаточно просто ответить на странный вопрос или предложить составить компанию в первой поездке в незнакомое место. Но для этого надо научиться замечать. И не обижаться, если такой человек откажется — он не обесценивает вашу помощь, он просто привык справляться сам, может быть это ему даже приятно.

Как помочь и как не обидетьПроблемы делятся на отсутствующие, решаемые и нерешаемые

Часто проблемой считается то, что ею совсем не является, и наоборот. Например номер автобуса можно узнать, когда он подъедет к остановке, совершенно необязательно видеть его издалека. Это было бы приятным бонусом, но без этого легко можно обойтись.  А вот найти саму остановку может оказаться намного сложнее, особенно в безлюдных местах, где поток людей не показывает вероятное направление. Обычные люди думают, что номер автобуса намного важнее, чем остановка, на которой его нужно ждать, но это совсем не так.

Фактически проблемы делятся на те, которые можно решить, используя свои возможности. И те, которые решить никак нельзя. Если слабовидящий не может читать с очками, то очевидно, что прочитать договор он не сможет никак, придется просить помощи. Электронный увеличитель — не панацея: чем крупнее нужна буква, тем короче фрагмент текста, а то и одного слова, умещается на экране. Если увеличение захватывает только часть страницы, о комфортном чтении можно забыть. Так получится изучить состав печенья или способ применения лекарства, но освоить текст длиной даже в страницу — развлечение весьма сомнительное.

Таким образом, в каждой жизненной ситуации нужно выявлять нерешаемую проблему и обратиться за помощью, если она нужна. Причем проблема может оказаться крошечной относительно всей задачи. Например на длинном маршруте, когда человек весь день куда-то успешно едет, может встретиться например, автобусная станция с огромным перроном. В таком месте сложно попросить помощь, особенно если автобусы стоят не в линию, а в карманах. Не всегда и не всем удобно взять с собой сопровождающего, вот и приходится бегать кругами в поисках нужного автобуса, пытаясь понять объяснения прохожих. А ведь он еще и уедет, пока его получится найти.

Наверное эти рассуждения мало отличаются от тех, с которыми сталкивается любой человек, ведь все иногда оказываются в незнакомой или неожиданной ситуации. Разница же состоит в том, что для слабовидящего этих ситуаций больше, они возникают сравнительно чаще, а решение может быть неоправданно сложным. Сесть не на тот автобус для обычного человека — досадная оплошность, грозящая опозданием. Но если поиск обратного маршрута — это череда задач, начиная от использования навигационных карт на улице и поиска обратной остановки, заканчивая тем, что само определение своего местоположения может вызвать несоразмерные затруднения. Нужно всегда быть внимательным, запоминать по возможности больше деталей. При этом повседневные задачи никто не отменял.


Важная моральная сторона вопроса

Все мы разные. Кто-то легко обращается за помощью к посторонним, кто-то никогда не спросит у прохожих время. Желание проявлять самостоятельность тоже у всех людей разная, равно как и демонстрировать окружающим какие-то свои недостатки.  Конечно многое решается привычкой, тренировкой и расстановкой приоритетов, но это не отменяет желания оставаться в своей зоне комфорта.

Естественно, чем больше человек получает помощи окружающих и чем проще на это реагирует, тем большее количество задач слабовидящий сможет решить условно самостоятельно, т.е. не прибегая к помощи сопровождающего знакомого или родственника.  Как уже было сказано выше, в отличие от незрячего, реакция окружающих на слабовидящего может быть недоверчивой или вообще отсутствовать. Это мешает попросить помощь, особенно тем, кому не комфортно за ней обращаться. Постоянные трудности могут вызывать стресс и усталость. 
Хороший пример, на мой взгляд — это заказ такси. Если заказывать машину в незнакомом месте, придется объяснить водителю свои затруднения. Это может быть не комфортно, особенно учитывая то, что легко можно ошибиться с отметкой себя на карте, при вызове, что только добавит неудобств ситуации. Важно, чтобы в обществе сформировалась атмосфера доверия, принятия и внимания к особенностям людей даже в том случае, если проблемы не заметны на первый взгляд. Тогда и попросить помощи будет легче.

Как слабовидящий считывает эмоции?

Главная проблема общения — это даже не распознавание эмоций, о них поговорим ниже.  Сразу зафиксируем, что самое важное в общении — это простое узнавание: на улице или на работе, в подъезде или в раздевалке детского сада, везде, где встречаются полузнакомые люди, можно попасть в неудобную ситуацию. Причем попасть в нее не раз и не два. Каждому соседу не скажешь, что на самом деле плохо видишь, а кто узнает, не всегда поверит. Людям свойственна вежливость. До какой-то степени, конечно, можно здороваться со всеми встречными, задавать дежурные вопросы, вспоминая собеседника «на лету». Но в целом проблема нерешаема, т.к. в обществе почти нет понимания, что своего коллегу в коридоре можно просто не заметить. Примерно тоже самое со встречей: отличить своего визави от похожего, когда оба стоят в метро «в центре зала» - задача скорее психологическая. Сложно уверенной походкой подойти именно к нужному человеку, что повышает неловкость. Решение тут есть: приходить заранее или назначать встречу где-нибудь в углу, где вариантов выбора меньше. Но это, конечно, влияет на свободу. 
Проблема правильного понимания эмоций, выражаемых языком тела, действительно есть. Сложно сказать, на сколько она значима, ведь уровень эмпатии сильно отличается у всех людей: то, что слабовидящий не увидел, другой не придаст значения без всяких проблем со зрением. Наверное более уместно говорить не столько об эмоциях, а сколько всем взаимодействии Слабовидящему, конечно, приходится учитывать свои особенности, лучше запоминать, какой человек как привык выражать эмоции. Важно  уделять больше внимания контексту ситуации и вербальным сигналам, чтобы компенсировать недоступность визуальной информации. Это может включать в себя внимание к словам, тону и содержанию беседы.

В кино и театре язык тела особенно важен, поэтому слабовидящему будет удобнее смотреть фильмы на удобном экране (не обязательно в кинозале, может быть удобнее на своем ноутбуке), а постановки - снятые профессионально, чтобы лица актеров можно было рассмотреть в полной мере. Для слабовидящего, конечно, удобнее если информация передается в коллективе словами, т.к. он не заметит кивок, гримасу или пожатие плечами. При этом он может смотреть на человека, т.е. создавать неверное представление о своих возможностях. Практика показывает, что от коллектива это требует определенного навыка, скорее всего не осознаваемого. Так в семье привыкают говорить словами то, что в другой семье будут показывать жестами. Требовать такого от коллектива, например, коллег, сложно.

Объективно эмоции встречаются во взаимодействии с посторонними людьми реже, чем просто обмен репликами. Здесь возникает неожиданная проблема: не смотря на хороший слух, бывает ситуации, когда практически невозможно услышать ответ, не видя лица. То есть не только не видно, что человек кивнул или покачал головой, но и не слышно ответ. Это часто возникает в магазине, когда продавец стоит за прилавком, в кассах, банках и т.д.

Другой вариант неудобств, связанных со звуком — нахождение в шумном помещении. Звук и яркий свет, например, на концерте или в ресторане, почти полностью лишают возможности ориентироваться, понимать обращенную речь, распознавать и использовать объекты. Это очень хорошо дает понять важность звука при ориентировании. 
Как помочь в дороге?

Я часто сталкиваюсь с заблуждением, что слабовидящий запоминает маршрут механически, по шагам и поворотам. Нет! Он ориентируется глазами как и любой обычный человек. То есть он просто идет по дороге, не считая шаги, углы домов или другие крупные объекты. Чаще всего он легко может идти разными маршрутами, выбирая как ему сегодня больше нравится. Знакомый район доступен целиком без каких-либо ограничений. Разница только в размере ориентиров, которые нужны в малознакомых местах: они должны быть больше и ближе, и правильно распознаны.

Главное в помощи для любого: помощь должна быть оказана только тому, кто о ней просил или на нее согласен. Это справедливо для всех. Но для человека с плохим зрением это важно особенно, так как ему может потребоваться, например, больше времени для обычных действий, и непрошеная помощь может помешать в освоении, новых навыков. 
В повседневной жизни скорее всего помощь слабовидящему не нужна. Все рутинные операции он уже делает сам. Обычно проблемы возникают с новыми маршрутами и мелкими объектами, то есть помощь может потребоваться там, где встречаются мелкие (относительно окружения) детали. Самое очевидное - документы, их может быть нужно как прочитать, так и заполнить. Важно понимать: человек без очков тоже может не мочь что-то прочитать. Или не хотеть делать это, сильно поднося лист к лицу, это не комфортно. 
Менее очевидные мелкие детали - это элементы маршрута: номера домов, вывески в метро, заборы, перекрывающие дорогу, внезапно образовавшийся ремонт тротуара, обход которого нужно найти, желательно заранее. Упоминавшийся в начале пример с домофоном можно попытаться решить, сказав код домофона и указав словами расположение кнопок. Причем лучше фразу построить буднично: «код 1234, кнопочка В внизу слева, из лифта прямо и направо», этого будет достаточно.  Кому-то, конечно, может быть приятно, если его встретят. А кто-то захочет получить инструкцию и дойти самостоятельно. В конце концов при каждом новом путешествии слабовидящий получает опыт, это тоже важно.

Если нужно помочь по телефону?

Описывая маршрут, называйте наиболее крупные детали. Уточните, видит ли человек адресные таблички на домах. Если нет, обойдетесь без них.  Маршрут нужно указывать, ориентируясь на положение в пространстве самого человека. Лучше начать с вопроса, где он находится, спиной или лицом к чему стоит. Так собеседник поймет, какие ориентиры называет сам человек. Путь нужно указать, опираясь именно на них и на самые крупные и очевидные объекты. Хороший ориентир - проезжая часть и направление движения автомобилей: «иди по правой стороне дороги по движению машин». Расстояние нужно называть в минутах, крупных домах или перекрестках. Удобно сказать, что нужно дойти до пересечения с большой дорогой, а не дойти до такого-то магазина. Лучше указать примерное время в пути, чтобы человек понял, когда уже прошел мимо: «если увидишь красное двухэтажное здание, значит уже прошел, вернись метров на 100 назад». 
Можно уточнить детальнее, что вокруг себя видит человек и из этого сделать вывод о доступном ему расстоянии до важных для него объектов. Но нужно помнить, что некоторые более дальние объекты могут быть опознаны неожиданным образом: два дома слиться в один, дом среди деревьев потеряться и выглядеть сквером и тд. Особенная неприятность — внутридворовые дорожки, расположенные достаточно хаотично, чтобы сбить внутренний компас. С ними при объяснении надо быть особенно аккуратным. 
Еще раз важно: слабовидящий не тупой. Ему нужны ориентиры, доступные для его глаз. Больше ничего, в остальном он поймет  слова собеседника также, как и любой другой.

Советы родителям
В моем детстве я видела детей, зрение которых было сильно лучше моего. Но гиперопека делала свое дело: вырастал глубокий инвалид, единственной задачей которого было сидеть дома. Но я знаю и совсем незрячих ребят, ведущих активную полноценную жизнь. Уже тогда мне было видно, как родители могут повлиять на становление личности, вырастить здорового инвалида можно, как будто бы, без особенных усилий. Поэтому ниже я перечислю тезисы, которые, как мне кажется, должны быть учтены любыми родителями, но особенно родителями детей с любыми проблемами, в том числе с глазами, чтобы помочь ребенку стать обычным человеком со своими проблемами и достижениями.

  1. Исходите из того, что ваш ребенок - обычный здоровый человек. Ведите обычную жизнь, ходите туда, куда вам интересно, согласно интересам вашей семьи. Ограничения ребенка воспринимайте спокойно. Если развлечение, которое выбрала семья, объективно не подходит ребенку (например пострелять в тире) - это не повод от него отказываться, просто возьмите его зрителем. Это совершенно нормально, он возьмет из вашего похода то, что сможет, попадет в среду, понаблюдает. Ничего трагичного в этом нет.
  2. Как можно раньше приучайте ребенка к самостоятельности. Помните, что его мозг должен научиться жить в мире, составить образы объектов, подобрать способы адаптации. Чем дольше вы водите ребенка за ручку, тем сложнее будет потом адаптироваться. Убедитесь, что ребенок не врезается в столбы, видит и адекватно предсказывает поведение автомобилей и самокатчиков (хотя это сложно и зрячему) и спокойно отпускайте туда, куда ребенок сам соглашается пойти. Можно постепенно усложнять задания, отправляя в более дальние путешествия, ставя нужную для семьи задачу. Ребенок должен чувствовать уверенность, уметь находить решения, обращаться за помощью к окружающим, обладать находчивостью и смекалкой. Важная задача - к концу школы выпустить в жизнь адаптированного человека.
  3. Постарайтесь адекватно оценить, когда ребенок действительно не может выполнить какое-то действие, а когда это является следствием гиперопеки. Это сложно. Помните, что, к примеру, в общественном транспорте перемещаются и полностью незрячие люди, каждый день в час-пик. Слабовидящему это не должно быть сложно, это требует просто навыка. В противовес, например, воспользоваться кассой самообслуживания без помощи на данный момент может оказаться невозможно (в зависимости от зрения, конечно). Вы должны научиться понимать ограничения и возможности своего ребенка, чтобы поддержать его уверенность в себе и не напоминать лишний раз о его ограничениях, мягко обходя их. В примере с кассой будет правильным сказать "сходи в магазин, только смотри, там одна касса с человеком и несколько самообслуживания, из-за этого на кассе может быть очередь, учти по времени". Так вы дадите полезный совет, выразите, что знаете о возможностях человека, но не удивляетесь им. Плохой пример будет звучать так "а почему ты так долго, там же касса самообслуживания?".
Здесь можно привести аналогию с аллергией. Когда человек имеет аллергию на какой-то продукт, родственники обычно это знают и учитывают. Нормальной практикой в таком случае будет приготовить отдельное блюдо, но вряд ли будет нормальным обсуждать этот вопрос в течение всего семейного ужина, выражая сочувствие, собственное превосходство или какую-то еще эмоцию, не всегда приятную человеку. 
4. Ребенок с плохим зрением находится как бы между миром зрячих и миром незрячих. Практики незрячих ему тоже могут подойти, но могут быть психологически некомфортны. В детском возрасте может быть полезно освоить, например, шрифт Брайля просто потому, что детским рукам это будет сделать проще. Если вы приняли такое решение, подавайте это ребенку как вариант развития, а не как тяжелую необходимость.
5. Не запрещайте смартфоны. Они очень помогают: общение, навигация, аудиокниги, обычные книги с крупным шрифтом. Камера телефона поможет решить очень много проблем, с ее помощью можно прочитать состав продуктов на товаре или посмотреть маршрут автобуса. Естественно по части игр и мультиков семья принимает свое решение. Но умение пользоваться современным смартфоном - это ключ к миру, это важно понимать.
6. Конечно же, нужно помнить об опасностях. Все родители боятся, что их ребенок попадет под машину. У слабовидящего, естественно, этих опасностей больше. Это может быть вызвано как самой остротой зрения, так и, например, ограничением поля зрения. Объекты могут выскочить слишком быстро или неожиданно. Для ребенка важно научиться с этим справляться, наблюдайте за ребенком пока он маленький, что он пропускает, а что видит. Более старшему ребенку спокойно объясните его ограничения, попросите несколько раз смотреть направо и налево перед переходом улицы, чтобы убедиться, что все объекты замечены, или переходить дорогу только вместе с другими пешеходами. Объясняйте это спокойно, без упора на недостаток, но с акцентом на деловой стиль решения и предотвращения проблем. Уметь учитывать свои особенности такой ребенок должен больше, а не меньше остальных.
7. Школа. Если ребенок не видит доску, скорее всего, учитель будет помогать и озвучивать то, что там написано. И это не будет проблемой, вам не о чем волноваться. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникало психологических проблем с классом и/или учителями. Плохое зрение - только особенность зрения, она не влияет на способность общаться, доброту, отзывчивость, взаимопомощь. Помните, что вашему ребенку глобально никто не должен оказывать особое отношение. Ему должны помочь в том, что реально требуется. Но в остальном это просто обычный ребенок, у него должны быть все те же увлечения и вещи, какие приняты у его одноклассников, если что-то (например какой-то спорт) не запрещено врачом.
  1. Особые случаи и среда

Можно ли обидеть слабовидящего?

Тон и подход в общении могут сильно повлиять на восприятие. Хочется на небольшом примере показать разницу между обидным и нормальным. Разница трудноуловима. Представьте, вы заметили красивую птицу на дереве и хотите поделиться этим с другим человеком, стоит быть внимательным к формулировкам.  Но можно ли про нее сказать? Как? Да, конечно, можно. Еще можно ее сфотографировать и дать посмотреть. Но при этом нужно избегать своего превосходства, которое часто может выражаться словами с соответствующей повелительной интонацией типа «ну ты не видишь, но тут такая птичка...» или «а, ты все равно не увидишь...». Можно произнести примерно тоже самое, но находясь как бы на стороне человека, а не против него, давая понять, что ограничения собеседнику известны, но они не разделают его и слабовидящего, он как бы смотрит за двоих: «ой, там такая красивая птица, редко она бывает в наших краях». На письме сложно передать разницу в интонации, но в устной беседе бывает очень заметно выражение превосходства собеседника. Это лишний раз напоминает слабовидящему о то, что с ним что-то не так. Не стоит.

Здесь ещё хочется подсветить важный вопрос — ошибки и их восприятие. Каждый человек может пойти не по той улице, перепутать выход из метро или сесть в поезд не в ту сторону. Может ли слабовидящий ошибиться чаще? Да. Может. А реже — тоже может. Но важно понимать: ошибка слабовидящего не всегда происходит из-за зрения, а если и происходит — это не повод воспринимать её с жалостью или снисхождением. Такой тон обижает не потому, что ошибка сама по себе непереносима, а потому что в ней слышится намёк: «ну понятно, с кого спрос». А слабовидящий, как и любой человек, чаще всего хочет не громкой тишины и сочувствия, а просто нормального отношения — даже к своим промахам.

Работа и трудоустройство

Вопрос трудоустройства слабовидящих, на мой взгляд, выходит за рамки этого текста. Во-первых, многое зависит от конкретной профессии. Во-вторых, рабочее помещение (если работа не удалённая) и коллектив довольно быстро становятся привычными. Ограничения в выборе профессии, конечно, есть — очевидно, что пилотом слабовидящему становиться не стоит. Но в целом, при интересе и здравом подходе, в большинстве сфер можно найти свою нишу, учитывая комфорт и особенности, которые человек хорошо знает про себя сам.
К сожалению, далеко не все работодатели осведомлены о специфике слабовидения, и не всегда готовы к разумным адаптациям. Но это уже отдельная тема — про общественные установки, о которых мы здесь и говорим, а не про трудоустройство.

Электронная очередь

Во многих учреждениях — особенно государственных и медицинских — используется система электронной очереди. Часто она не имеет звукового сопровождения, а экраны расположены так, что с них трудно что-то разглядеть. Иногда помогает удачное место рядом с большим экраном или громкий голос сотрудника. Но может оказаться, что номер в очереди не видно вовсе, и понять, куда идти, невозможно. В таких случаях остаётся либо помощь на месте, либо сопровождающий — других решений, к сожалению, нет. 
Технические средства и их восприятие
На рынке существует множество технических средств реабилитации, но лично я ими не пользуюсь — кроме увеличения (и то не всегда), мне ничего не требуется. Поэтому подробно комментировать этот аспект мне сложно.
Есть мнение, что современные смартфоны постепенно вытесняют большинство специализированных устройств для незрячих: они стали доступны, появились как обычные, так и специализированные приложения. А значит, для слабовидящих смартфон становится ещё более универсальным помощником — с возможностью увеличения, камерой, навигацией, голосовым вводом и всем остальным, что добавляет удобства вообще всем людям, не только тем, у кого есть какие-то проблемы.

Пример из жизни

Некоторое время назад я решила сходить на осмотр в офтальмологическую клинику, где мне ранее удаляли катаракту. Позвонив и записавшись, я уточнила у оператора, не изменилось ли что-то в пути от метро. Прошло уже несколько лет, и я помнила, что там шёл ремонт. Ответ оператора — человека, работающего в офтальмологической клинике — меня поразил. Она начала описание пути с необычной формы домов, расположенных примерно в двух километрах от выхода из метро, почти на горизонте. Мне было рекомендовано «идти к ним», пройдя через детскую площадку.

В день приёма я специально не стала пользоваться навигатором — решила проверить, получится ли дойти по той инструкции. Дорога действительно сильно изменилась, ремонт завершён, и путь стал почти прямым. Детскую площадку я нашла только на обратном пути — она оказалась в стороне от маршрута. А дома на горизонте действительно задавали направление, но угол, который они образовывали от выхода из метро, был настолько широк, что туда могло поместиться несколько совершенно разных маршрутов.
Когда оператор в конце разговора сказала: «Если что — звоните, подскажу», я поняла, что звонить не буду. Потому что не смогу объяснить ей, где я. Мы будем говорить о разных вещах: я — о том, что вижу, она — о том, что там на самом деле. И мы потратим много времени, не поняв друг друга. Конечно, я заранее изучила маршрут и подготовилась. Но важно понимать: то, как слабовидящий человек воспринимает пространство, может настолько не совпадать с “нормальной картиной”, что другому человеку придётся буквально угадывать, о чём идёт речь. Это не потому что слабовидящий путается — а потому что он видит мир по-другому.

Оператор на момент разговора знала, кто я, и могла видеть мой диагноз в карте. Конечно, она не обязана была его читать или вникать в подробности, но сам факт показателен. Даже в офтальмолодгической клинике сотрудник не предполагает, что маршрут стоит описывать, используя крупные и близкие ориентиры. И причина, скорее всего, простая: таких клиентов, как я, просто очень мало. Мы почти не проявляем себя, не просим адаптаций, не заявляем о трудностях — и в итоге остаёмся невидимыми даже в системе, которая формально должна нас знать лучше всех.

Заключение
В заключение, важно помнить, что слабовидящие люди сталкиваются с уникальными вызовами, но это не мешает им жить полной жизнью. Поддержка и понимание со стороны окружающих, а также их готовность адаптироваться и находить собственные решения, играют ключевую роль в успешной интеграции в общество. Каждый человек, независимо от уровня зрения, имеет право на самостоятельность и уважение, и наша задача — содействовать этому, предоставляя помощь тогда, когда она действительно нужна, и уважая их право на самостоятельность.

Интересные ссылки
1. Разибраются примеры людей с светоощущением и совсем слабым цветоощущением, стоит обратить внимание на список литеоатуры:
http://mart-school.ru/osobennosti-zritelnogo-vospriyatiya-u-slepyh-imeyuschih-ostatochnoe-zrenie 
2. Немножко похожего личного опыта: https://golfstreamfond.ru/2022/11/13/lichnaya-istoriya-slabovidyashhego-cheloveka-i-sotrudnika-fonda/
3. Брошюра, в которой ничего не сказано про то, как видит человек с приличным зрением, только описаны случаи и картинки к ним, но может быть полезным https://bibl22.ru/docs/dossr/9.pdf
4. Про музеи https://garagemca.org/programs/inclusive-programs/diversity-and-inclusion/vospriyatie-slabovidyaschimi-i-nezryachimi-posetitelyami-muzeynyh-eksponatov-perception-of-museum-pieces-by-blind-and-partially-sighted-visitors
5. Обозначено то, что слабовидящего сложнее узнать, чем незрячего. Но слабовидением назван <10% https://www.psychologies.ru/articles/mir-na-oshup-kak-xxi-vek-izmenil-zhizn-nezryachikh-lyudei/
6. Методика, результаты и тд. Но нет ничгео про зрение. Суворина, Н.П. (2021). Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате. Вестник практической психологии образования, 18(1), 71–80. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180108
7. Спорно изложено, но структурированно.  Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. - 
8. Про компенсацию у незрячих. Новиков, А. К. Психологические особенности восприятия незрячих / А. К. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2195/.
9. Хорошие ссылки на других, кто описывал разницу в зрении слабовидящих и зрачих, но надо смотреть внимательно. Пособие: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metodika-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-detej-s-narusheniyami-zreniya-razlichnyh-vozrastnyh-grupp_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf