Тон и подход в общении могут сильно повлиять на восприятие. Хочется на небольшом примере показать разницу между обидным и нормальным. Разница трудноуловима. Представьте, вы заметили красивую птицу на дереве и хотите поделиться этим с другим человеком, стоит быть внимательным к формулировкам. Но можно ли про нее сказать? Как? Да, конечно, можно. Еще можно ее сфотографировать и дать посмотреть. Но при этом нужно избегать своего превосходства, которое часто может выражаться словами с соответствующей повелительной интонацией типа «ну ты не видишь, но тут такая птичка...» или «а, ты все равно не увидишь...». Можно произнести примерно тоже самое, но находясь как бы на стороне человека, а не против него, давая понять, что ограничения собеседнику известны, но они не разделают его и слабовидящего, он как бы смотрит за двоих: «ой, там такая красивая птица, редко она бывает в наших краях». На письме сложно передать разницу в интонации, но в устной беседе бывает очень заметно выражение превосходства собеседника. Это лишний раз напоминает слабовидящему о то, что с ним что-то не так. Не стоит.
Здесь ещё хочется подсветить важный вопрос — ошибки и их восприятие. Каждый человек может пойти не по той улице, перепутать выход из метро или сесть в поезд не в ту сторону. Может ли слабовидящий ошибиться чаще? Да. Может. А реже — тоже может. Но важно понимать: ошибка слабовидящего не всегда происходит из-за зрения, а если и происходит — это не повод воспринимать её с жалостью или снисхождением. Такой тон обижает не потому, что ошибка сама по себе непереносима, а потому что в ней слышится намёк: «ну понятно, с кого спрос». А слабовидящий, как и любой человек, чаще всего хочет не громкой тишины и сочувствия, а просто нормального отношения — даже к своим промахам.
Работа и трудоустройствоВопрос трудоустройства слабовидящих, на мой взгляд, выходит за рамки этого текста. Во-первых, многое зависит от конкретной профессии. Во-вторых, рабочее помещение (если работа не удалённая) и коллектив довольно быстро становятся привычными. Ограничения в выборе профессии, конечно, есть — очевидно, что пилотом слабовидящему становиться не стоит. Но в целом, при интересе и здравом подходе, в большинстве сфер можно найти свою нишу, учитывая комфорт и особенности, которые человек хорошо знает про себя сам.
К сожалению, далеко не все работодатели осведомлены о специфике слабовидения, и не всегда готовы к разумным адаптациям. Но это уже отдельная тема — про общественные установки, о которых мы здесь и говорим, а не про трудоустройство.
Электронная очередьВо многих учреждениях — особенно государственных и медицинских — используется система электронной очереди. Часто она не имеет звукового сопровождения, а экраны расположены так, что с них трудно что-то разглядеть. Иногда помогает удачное место рядом с большим экраном или громкий голос сотрудника. Но может оказаться, что номер в очереди не видно вовсе, и понять, куда идти, невозможно. В таких случаях остаётся либо помощь на месте, либо сопровождающий — других решений, к сожалению, нет.
Технические средства и их восприятие
На рынке существует множество технических средств реабилитации, но лично я ими не пользуюсь — кроме увеличения (и то не всегда), мне ничего не требуется. Поэтому подробно комментировать этот аспект мне сложно.
Есть мнение, что современные смартфоны постепенно вытесняют большинство специализированных устройств для незрячих: они стали доступны, появились как обычные, так и специализированные приложения. А значит, для слабовидящих смартфон становится ещё более универсальным помощником — с возможностью увеличения, камерой, навигацией, голосовым вводом и всем остальным, что добавляет удобства вообще всем людям, не только тем, у кого есть какие-то проблемы.
Пример из жизни
Некоторое время назад я решила сходить на осмотр в офтальмологическую клинику, где мне ранее удаляли катаракту. Позвонив и записавшись, я уточнила у оператора, не изменилось ли что-то в пути от метро. Прошло уже несколько лет, и я помнила, что там шёл ремонт. Ответ оператора — человека, работающего в офтальмологической клинике — меня поразил. Она начала описание пути с необычной формы домов, расположенных примерно в двух километрах от выхода из метро, почти на горизонте. Мне было рекомендовано «идти к ним», пройдя через детскую площадку.
В день приёма я специально не стала пользоваться навигатором — решила проверить, получится ли дойти по той инструкции. Дорога действительно сильно изменилась, ремонт завершён, и путь стал почти прямым. Детскую площадку я нашла только на обратном пути — она оказалась в стороне от маршрута. А дома на горизонте действительно задавали направление, но угол, который они образовывали от выхода из метро, был настолько широк, что туда могло поместиться несколько совершенно разных маршрутов.
Когда оператор в конце разговора сказала: «Если что — звоните, подскажу», я поняла, что звонить не буду. Потому что не смогу объяснить ей, где я. Мы будем говорить о разных вещах: я — о том, что вижу, она — о том, что там на самом деле. И мы потратим много времени, не поняв друг друга. Конечно, я заранее изучила маршрут и подготовилась. Но важно понимать: то, как слабовидящий человек воспринимает пространство, может настолько не совпадать с “нормальной картиной”, что другому человеку придётся буквально угадывать, о чём идёт речь. Это не потому что слабовидящий путается — а потому что он видит мир по-другому.
Оператор на момент разговора знала, кто я, и могла видеть мой диагноз в карте. Конечно, она не обязана была его читать или вникать в подробности, но сам факт показателен. Даже в офтальмолодгической клинике сотрудник не предполагает, что маршрут стоит описывать, используя крупные и близкие ориентиры. И причина, скорее всего, простая: таких клиентов, как я, просто очень мало. Мы почти не проявляем себя, не просим адаптаций, не заявляем о трудностях — и в итоге остаёмся невидимыми даже в системе, которая формально должна нас знать лучше всех.
ЗаключениеВ заключение, важно помнить, что слабовидящие люди сталкиваются с уникальными вызовами, но это не мешает им жить полной жизнью. Поддержка и понимание со стороны окружающих, а также их готовность адаптироваться и находить собственные решения, играют ключевую роль в успешной интеграции в общество. Каждый человек, независимо от уровня зрения, имеет право на самостоятельность и уважение, и наша задача — содействовать этому, предоставляя помощь тогда, когда она действительно нужна, и уважая их право на самостоятельность.
Интересные ссылки1. Разибраются примеры людей с светоощущением и совсем слабым цветоощущением, стоит обратить внимание на список литеоатуры:
http://mart-school.ru/osobennosti-zritelnogo-vospriyatiya-u-slepyh-imeyuschih-ostatochnoe-zrenie 2. Немножко похожего личного опыта:
https://golfstreamfond.ru/2022/11/13/lichnaya-istoriya-slabovidyashhego-cheloveka-i-sotrudnika-fonda/3. Брошюра, в которой ничего не сказано про то, как видит человек с приличным зрением, только описаны случаи и картинки к ним, но может быть полезным
https://bibl22.ru/docs/dossr/9.pdf4. Про музеи
https://garagemca.org/programs/inclusive-programs/diversity-and-inclusion/vospriyatie-slabovidyaschimi-i-nezryachimi-posetitelyami-muzeynyh-eksponatov-perception-of-museum-pieces-by-blind-and-partially-sighted-visitors5. Обозначено то, что слабовидящего сложнее узнать, чем незрячего. Но слабовидением назван <10%
https://www.psychologies.ru/articles/mir-na-oshup-kak-xxi-vek-izmenil-zhizn-nezryachikh-lyudei/6. Методика, результаты и тд. Но нет ничгео про зрение. Суворина, Н.П. (2021). Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате. Вестник практической психологии образования, 18(1), 71–80.
https://doi.org/10.17759/bppe.2021180108.
7. Спорно изложено, но структурированно. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. -
8. Про компенсацию у незрячих. Новиков, А. К. Психологические особенности восприятия незрячих / А. К. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 82-86. — URL:
https://moluch.ru/archive/22/2195/.
9. Хорошие ссылки на других, кто описывал разницу в зрении слабовидящих и зрачих, но надо смотреть внимательно. Пособие:
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metodika-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-detej-s-narusheniyami-zreniya-razlichnyh-vozrastnyh-grupp_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf —