Слабовидение
Что такое слабовидение? Основные понятия
Зрение играет очень важную роль в жизни, так как за счет этого анализатора человек воспринимает и познает окружающий мир, ориентируется в нем, наблюдает различные процессы и явления и т.д.

По данным ВОЗ в мире 39 миллионов слепых и 217 миллионов людей с умеренными и тяжелыми нарушениями зрения. К слабовидящим можно отнести примерно124 миллиона.
В России каждый пятый слепой – это человек трудоспособного возраста. Снижение зрения до 0.05-0.03 делает человека практически полностью зависимым от окружающих людей.

СЛАБОВИДЕНИЕ – это стойкое нарушение зрительных функций ( по данным ВОЗ менее 0.3 на лучше видящем глазу с максимальной коррекцией), при котором нет возможности существенно улучшить зрение очками, терапией или хирургией.

В зависимости от степени нарушения зрения выделяют слепых и слабовидящих.

Слепые - это люди с нарушением зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение до 0.04, а также с прогрессирующими заболеваниями глаз и сужением поля зрения до 10 градусов от точки фиксации .

Слабовидящие - люди с нарушением зрения, которые имеют остроту зрения от 0.05 до 0.3 на лучше видящем глазу с коррекцией или сужением поля зрения до 10 градусов от точки фиксации.

Причины слабовидения: врождённые и приобретенные.
Врожденные обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенные - последствия заболевания органа зрения ( диабетическая ретинопатия, глаукома, возрастная макулярная дегенерация и другие), заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний или травматических повреждений.


Классификация слабовидения ( ВОЗ)
Острота зрения указана для лучшего глаза с очковой коррекцией.
Примерное зрение слабовидящего человека
Разберем подробнее, какие могут быть варианты:

1 - тотально или абсолютно слепые - при этом полностью отсутствуют зрительные ощущения

2 - слепые со светоощущением - эти люди видят только свет, т.е. отличают свет от тьмы. При этом, пациенты у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света; а при наличии светоощущения с неправильной проекцией, не могут указать, откуда падает свет.

Как это можно использовать? Например, ребенка , имеющего светоощущение с правильной проекцией, надо специально учить использовать эту особенность зрения при самостоятельном передвижении в пространстве. Так, двигаясь по коридору вдоль стены, по чередованию светлых и темных полос - которые соответствуют окнам и проемам между ними, можно научиться в светлое время суток находить двери помещений. Для этого необходимо запомнить, напротив какого окна = светлого пятна находится то или иное помещение ( класс, кабинет и т.д.)

3 - слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т.е. они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
В таком случае ребенка сначала необходимо научить дифференцировать различные светлоты ( темнее, светлее) и цвета, а затем использовать эту возможность его зрения при ориентировке в пространстве.
Например - на улице, видя только серую и зеленую полосы, можно научить даже с помощью такого незначительного зрения отличать газон от тротуара, а на светлом кухонном столе зрительно выделять контрастную яркую посуду по отношению к светлой поверхности стола.


4 - слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения ( примерно до 0.01)
При таком зрении человек видит движение руки перед лицом, на близком расстоянии может различать контуры, цвета, силуэты предметов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но оно имеет большое значение в повседневной жизни для ориентировки в мире предметов, которые окружают человека.
В медицинских картах такая острота зрения фиксируется, как 0.005 или движение руки у лица.


5 - слепые с форменным или остаточным зрением ( также их называют частично-зрячими). К этой группе относятся те, острота зрения которых варьирует в пределах 0.01 до 0.04.
По выражению тифлопедагогов, имеют “передвигательное зрение”, т.е. при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3-4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий, контрастный.
В специально созданных условиях ( дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и использование увеличителей) могут медленно читать плоский, крупный шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации.

Следует помнить, что для таких детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание, слух и другие сохранные анализаторы, а их зрение должно выполнять вспомогательную роль.
И в процессе обучения таких детей следует использовать специальную систему для письма и чтения рельефно - точечным шрифтом Брайля.

Слепота - это нарушение зрения 3-5 степеней, а для первых двух степеней используется термин слабовидение.

- слабовидящие с остротой зрения в пределах от 0.05 до 0.09 на расстоянии 4-5 метров видит движущиеся объекты, читает крупный плоский шрифт, различает плоские, контрастные изображения и цветные иллюстрации.
При обучении таких детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств ( видеоувеличители, лупы и т.д.) и опираться на возможности сохранных анализаторов.

Зрение этой группы детей недостаточно устойчиво. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки, их надо сажать за первую парту, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме.

В данной группе зрение остается ведущим в познании окружающего мира. НО! Тех детей, у которых болезни глаз относятся к прогрессирующим, необходимо параллельно обучать системе Брайля.


7 - слабовидящие следующей группы с остротой зрения от 0.1 до 0.3 могут изучать учебный материал в специально организованных условиях ( при наличии учебников с увеличенным шрифтом).
Такие пациенты могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве и трудиться под контролем зрения.

Четкость изображения ( по Р.С.Муратову)
- при остроте зрения 0.7
- при остроте зрения 0.1
- при остроте зрения 0.05

Кроме остроты центрального зрения большое значение имеет выявление нарушений цветового зрения.

Все многообразие тонов и оттенков может быть получено смешением трех цветов спектра - красного, зеленого и синего. Если быстро вращать диск, составленный из этих цветов, он будет казаться белым.

Цветоощущение является функцией колбочкового аппарата сетчатки глаза, который состоит из трех видов колбочек: одни чувствительны больше к красным лучам, другие - к зеленым, третьи - к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение.

Развитие этой функции идет параллельно развитию центрального зрения. Причем появление реакции на различные цвета у маленьких детей происходит в определенной последовательности. Сначала они воспринимают наиболее яркие цвета: красный, желтый, зеленый, несколько позже - синий, фиолетовый.

При врожденных или приобретенных нарушениях цветовосприятия могут частично или полностью выпадать отдельные компоненты цветового зрения.

Нормальное ощущение цвета - трихромазия, а человек - трихромат.

Выпадение одного из цветовоспринимающих компонентов называется дихромазией, а люди - дихроматы. Встречаются 3 вида дихромазии:
  • протанопия ( слепота на красный цвет)
  • дейтеранопия ( на зеленый)
  • тританопия ( слепота на синий цвет)

Цветослепота может быть полной ( ахромазия), тогда человек видит мир, как в черно- белом кино.

У частично зрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. На уровне очень низкой остроты зрения у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Необходимо научить его использовать это цветоощущение.

Исследование светоощущения имеет также практическое значение.
Светоощущение - это способность зрения воспринимать свет и различать его по яркости. Световая чувствительность появляется у ребенка на 5 месяце внутриутробной жизни.

Светоощущение - самая древняя и самая основная функция органа зрения.

У человека, в отличие от некоторых животных, в сетчатке представлены и палочки и колбочки - зрение осуществляется и при ярком солнечном свете ( работа колбочек) и в глубоких сумерках, в темноте ( функция палочек).


Особенностью световой чувствительности является световая и темновая адаптация.

Световая адаптация - приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности. Так, если человек выходит из темной комнаты в ярко освещенную, возникает временное ослепление, исчезающее в течение 50-60 сек. Лица с нарушенной световой адаптацией в сумерках видят лучше, чем на свету.

Темновая адаптация - приспособление органа зрения к условиям пониженной освещенности, например, при переходе из светлого помещения в затемненное, глаза перестают различать предметы, но спустя некоторое время зрение восстанавливается. Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного ( сумеречного) освещения. Подобное состояние называется гемералопией или куриной слепотой.


Периферическое зрение - это способность органа зрения охватывать зрительным восприятием достаточно большое поле из окружающего мира. Периферическое зрение служит для ориентированияв пространстве.

При нарушениях периферического зрения человек теряет возможность свободного перемещения в пространстве, т.к. наталкивается на предметы, находящиеся вне точки фиксации, не может охватывать взглядом крупные предметы.

Периферическое зрение страдает при разных заболеваниях: глаукоме, дистрофических заболеваниях сетчатки, поражении зрительного нерва и центральной нервной системы.

Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения.
Поле зрения - это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении и оно имеет определенные границы.


При нормальном поле зрения дети способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывая взором дистантно расположенные объекты.

Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем воссоединяет это в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, пока не приобретается зрительная сноровка.


Чаще встречаются следующие виды нарушения полей зрения:
  • Концентрическое сужение ПЗ, идущее от периферии к центру по всем направлениям
  • Выпадение половины полей зрения по вертикали или по горизонтали
  • Выпадение отдельных участков внутри поля зрения ( скотомы).
Бинокулярное зрение - это способность видеть двумя глазами одновременно, при этом рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое. Бинокулярное зрение обеспечивает глубинное, пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, что не позволяет судить о взаиморасположении объектов в пространстве. Формируется бинокулярное зрение к 7-8 годам.
Отсутствие бинокулярного зрения ( при косоглазии, амблиопии одного глаза) приводит к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства.

Резюмируя, следует отметить, что при слабовидении может страдать не только острота зрения, но и могут быть изменения поля зрения – его сужения или скотомы в центральной зоне, сложности со световой адаптацией, снижение контрастной чувствительности и ряд других.

Все эти особенности необходимо учитывать при подборе средств компенсации зрения.


Детский офтальмолог