Целью коррекции у пациентов со слабовидением является
  • УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ на сетчатке.

Какие типы увеличения используются?
Это
- относительное увеличение расстоянием – достигается путем приближения объекта;
- относительное увеличение размером – здесь используется крупный шрифт;
- угловое увеличение – которое достигается с помощью оптических устройств
- и проекционное увеличение – реализуется путем проецирования на экран электронного увеличенного изображения.


Выбор устройств при коррекции слабовидения осуществляется индивидуально и эффективность подбора зависит от целого ряда факторов:
-- остроты зрения;
-- периферических границ и центрального поля зрения ( которое оценивается по сетке Амслера);
-- бинокулярных функций;
-- контрастной чувствительности;
-- мотивации пациента;
-- возраста –это очень важный фактор – большинство слабовидящих детей имеют хорошую аккомодацию, обучаются по учебникам с увеличенным шрифтом и в этой связи могут не испытывать нужды в увеличителях. Лица старше 75 лет часто имеют низкую мотивацию и ряд соматических заболеваний, при которых использование увеличителей может быть затруднено.
-- также важен анализ социальных факторов ( характер и условия труда, степень адаптации к зрительному дефекту и степень ограничения жизнедеятельности).


Алгоритм обследования.

Всегда начинаем со сбора анамнеза и оценки зрительных потребностей:
-- какое заболевание привело к слабовидению
-- какие испытывает затруднения
-- учится или работает, профессия
-- какие средства реабилитации имеет
-- пользуется или нет, если не пользуется – то по какой причине
-- использует ли очки, какие
-- есть ли чувствительность к яркому освещению?

При оценке потребностей необходимо выяснить, какие визуальные задачи особенно важны – способность к письму, чтению, различные хобби, ориентация вдаль.
Здесь надо вычленить самые важные задачи для приобретения самостоятельности. И важно понять, насколько возможна поддержка членов семьи.


На первом этапе подбора , после сбора анамнеза, определяется имеющаяся острота зрения вдаль и вблизи и осуществляется попытка подбора очков, исправляющих аметропию.
Может быть подобрано 2 пары очков – для постоянного ношения и для выполнения ручных работ со зрительным контролем.

Здесь же, если есть показания, определяется контрастная чувствительность и необходимость применения светофильтров.

Целью этого этапа является улучшение качества изображения на сетчатке путем применения очковой , и в ряде случаев, контактной коррекции.


Целью второго этапа подбора является изменение размеров ретинального изображения за счет использования оптических или электронных устройств.

С этой целью сначала проводится определение необходимого увеличения вдаль и вблизи, а затем выбор и тестирование различных средств реабилитации в соответствии с важнейшими потребностями пациента.


Для компенсации нарушения зрения могут быть использованы:

-- ОПТИЧЕСКИЕ увеличивающие средства ( различные лупы, гиперокуляры, монокуляры, бинокли);

-- ЭЛЕКТРОННЫЕ УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ устройства ( портативные и стационарные электронные видеоувеличители);

-- НЕОПТИЧЕСКИЕ средства ( различные источники дополнительного освещения – они могутбыть представлены в виде небольших ламп или светильников, встроенных в затемненные участки помещения ( в шкаф), подставки для чтения, специальные ортопедические столы, книги с крупным шрифтом, говорящие часы, телефон с крупным шрифтом, термометры, тонометры с речевым выходом и т.д.);

-- ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ СМАРТФОНА.



Не существует одного средства реабилитации для всех видов деятельности.
То есть человеку под разные задачи нужны разные средства реабилитации.



Типы зрительных задач:
-- кратковременная работа на близком расстоянии;
-- длительная работа на близком расстоянии;
-- короткая нагрузка на дальнем расстоянии;
-- длительная работа вдаль;
-- работа на среднем расстоянии ( приготовление пищи, уборка, занятие музыкой).


Для кратковременной работы вблизи могут быть использованы:
-- различные лупы – ручные, карманные, складные, с подсветкой и без;
-- они имеют увеличение до 12х;
-- портативны, небольшого веса;
-- не требует специального рабочего места.

здесь нужно запомнить, что чем больше размер лупы, тем меньше ее кратность, т.е. чем больше диаметр лупы, тем меньше увеличение.

Также для кратковременной работы может быть использован электронный ручной видеоувеличитель.

Для чтения и письма, т.е. для длительной работы вблизи, различают следующие увеличительные средства:

-- Очки – гиперокуляры
-- лупы разной мощности и конструкций
-- телескопические очки
-- электронные видеоувеличители

ОЧКИ-ГИПЕРОКУЛЯРЫ ( это очки-лупы моно и бинокулярного применения).
Они предназначены для работы на более близких расстояниях, чем 33 см.
Линзы очков имеют 2 составляющие – первая часть корригирует аномалии рефракции , а вторая часть представляет собой добавочную линзу ( +4 и более).

Очки – гиперокуляры могут быть использованы с различными видами луп.



По техническому решению ЛУПЫ делятся на:
-- ручные, светопольные, накладные, фиксированные, складные, карманные, настольные;

По степени увеличения:
-- на лупы малой ( увеличение до 3 крат),
-- средней ( до 6 крат) и
-- большой мощности – больше 6 крат.

-- Также лупы делятся по наличию или отсутствию подсветки, различным встроенным фильтрам.


СВЕТОПОЛЬНЫЕ ЛУПЫ.
Чаще назначают детям, бывают с подсветкой и без, имеют небольшую кратность увеличения – в среднем от 1.8 до 3.6 крат ( с добавочной линзой).

Но с учетом того, что дети могут хорошо аккомодировать , т.е. могут ближе придвинуться к тексту, при этом уменьшая расстояние до лупы – усиливают ее кратность.

То есть благодаря хорошей аккомодации, дети могут увеличивать кратность лупы благодаря уменьшению фокусного расстояния.
Светопольную лупу можно использовать со своими корригирующими очками.

светопольные лупы
НАСТОЛЬНЫЕ ЛУПЫ С ПОДСВЕТКОЙ.
Они обеспечивают небольшое увеличение – до 3-5 крат, но имеют ряд достоинств:
-- дополнительно повышают освещенность, контрастность текста, т.к. имеют фильтр
-- учитывая большую площадь лупы – возможна бинокулярная работа.

ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ОЧКИ.
Они существуют и для дали и для чтения, в них применяется телескоп галилеевского типа.

У детей не нашли широкого применения, т.к. имеют значительные габариты, массу, неудобно использовать на уроках.
Чаще ими пользуются зуботехники, реставраторы.

Удобны специальные лупы с креплением на очковой оправе, которые располагаются перед одним глазом или бинокулярно.
При бинокулярной коррекции применяют линзы с увеличением не более 2.5-3 крат, монокулярно – до 7 крат.

Для дали

При функциональном равенстве глаз и наличии бинокулярного зрения возможен подбор бинокля с разной кратностью увеличения. При наличии центральных скотом выбирается бинокль с широкой апертурой.


Если бинокулярного зрения нет или глаза функционально разные – то подбирается монокуляр и используется попеременно то одним, то другим глазом.

Монокуляр – это ручной телескоп. Эти приборы позволяют наблюдать объекты одинаково четко на длинных, средних и коротких расстояниях.

Они служат для непродолжительного наблюдения и хорошо сочетаются с обычной очковой коррекцией.

По оптической силе выделяют монокуляры малой, средней и большой мощности.




Электронные увеличивающие средства.

Электронный РУЧНОЙ видеоувеличитель.
Они бывают разных производителей, но имеют общие характеристики:
-- это компактные, мобильные приборы,
-- с увеличением до 12-15 крат,
-- диагональю чаще 4.3 дюйма.
-- есть возможность менять цветовой режим – черный на белом, белый на черном, желтый на черном и т.д.
-- также есть возможность делать фото, их просматривать, увеличивать и хранить.

Существует несколько отличающийся от других , но тоже ручной видеоувеличитель RUBY 7 – с большей диагональю 7 дюймов, увеличением от 2 до 24 крат.
У него помимо характеристик ручного видеоувеличителя имеются функции удаленного и зеркального просмотра ( для бритья и нанесения макияжа).


Электронный СТАЦИОНАРНЫЙ видеоувеличитель.
-- это устройства, которые устанавливаются и используются в одном фиксированном месте – дома или в учебном классе.

Одни модели, такие как Topaz включают в себя монитор, камеру и подвижную платформу для чтения, другие – имеют монитор и камеру, которую можно направить как на книгу, так и вдаль ( такие приборы, как ONYX, DaVinci).
Стационарный видеоувеличитель:
-- позволяет увеличить изображение до 70 крат ( при 20-ти дюймовом экране), и до 84 крат ( при диагонали монитора 24 дюйма);
-- имеет разные режимы просмотра для оптимизации контрастности и яркости и дополнительную функцию распознавания печатного текста и озвучивания его при помощи функции синтезатора речи.


На сегодняшний день существуют ПОРТАТИВНЫЕ электронные видеоувеличители, созданные на базе планшета.

-- Они более компактны, мобильны, чем стационарные и позволяют пользоваться увеличителем там, где это необходимо.
-- Имеют сенсорный экран, позволяют увеличивать изображение до 24 крат, а сохраненные фото можно увеличить до 80 крат.
-- Существуют разные модификации портативный видеоувеличителей – без дистанционного просмотра ( т.е. только для чтения и письма), с камерой для дистанционного просмотра ( камера может быть разной кратности увеличения).
-- Планшеты оснащены синтезатором речи

Что мы можем еще предложить людям с остаточным зрением до 0.04% ( т.е. при 3 степени слабовидения)

ЧИТАЮЩИЕ МАШИНЫ – это различные сканирующие приборы с функцией оптического распознавания текста и чтения с помощью синтезатора речи.
Т.е. данные приборы позволяют считывать любой текст с бумажных носителей и озвучивать его.

Программы на базе смартфона.

-- В современных смартфонах имеется функция лупы – которую можно использовать в повседневной жизни.

-- Функция ГОЛОСОВОЙ ЭКРАННЫЙ ДОСТУП. В каждом смартфоне есть программа экранного доступа, которая позволяет управлять устройством с помощью голоса, а также передает всю текстовую информацию в голосовой форме.
Т.е. при активации этих программ телефон начинает озвучивать все действия пользователя с помощью встроенного синтезатора речи.

-- Приложение ГОВОРЯЩИЙ ГОРОД. Голосовой помощник, встроенный в приложение поможет проложить маршрут, подскажет, где автобусная остановка, предупреждает о приближении к пешеходным переходам, подсказывает номера общественного транспорта, описывает препятствия на пути.
Ее разработчики – инженеры из компании “Спецтехноприбор” ( СПб).

-- Приложение TAP TAP SEE.
Помогает идентифицировать объекты, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Приложение дает четкую информацию о том, какой предмет и какого он цвета. Для этого надо сфотографировать объект и прослушать звуковое описание.
Необходимыми условиями являются – активированная программа экранного доступа и хорошее освещение.

-- BE MY EYES.
Приложение соединяет волонтеров со слабовидящими и незрячими людьми по всему миру. Волонтер становится глазами для незрячего человека с помощью онлайн видеозвонка.
-- Приложение “ Envision Al” читает длинные и короткие тексты в режиме реального времени. Сканирует документ и распознает его. Далее этот документ можно отправить в любое приложение, имеющееся на устройстве и делиться с другими людьми. Распознает тексты сфотографий. Программа полезна для студентов и школьников, ведь им чаще приходится работать с литературой в формате PDF.
Также можно сканировать штрих-код, сделать снимок и получить описание окружающих предметов и людей.

-- “ Lazarillo Accessible GPS” – это доступный GPS для слепых или слабовидящих людей. Он позволяет исследовать окружающий мир и создавать маршруты с аудиогидами. Функции: озвучивает фактическое положение человека, близлежащие места и перекрестки улиц, позволяет находить те объекты, которые человеку нужны ( магазины, банки и др.), позволяет создать маршрут в любое место.

-- И два интересных приложения – Тифлокомментатор и Искусство вслух – для любителей искусства.

Это далеко не полный перечень приложений.


Далее несколько интересных, бесплатных и полезных приложений от лаборатории СЕНСОР-ТЕХ.

1. Приложение под VR очки для слабовидящих , которое называется SMW Patch.
Это приложение позволяет с помощью своего телефона и VR очков увеличивать изображение вдаль, вблизи, изменять цветовой режим и применять его у людей с потерей центрального зрения путем подключения функционирующих участков сетчатки в центральной зоне.

2. Робин – это камера для незрячих, умный помощник, который помогает ориентироваться в пространстве, распознает лица людей, определяет препятствия.
С 1 марта этого года он внесен в Федеральный перечень технических средств реабилитации и его можно получить бесплатно с 7 до 18 лет ( как это сделать – подробная навигация на сайте СЕНСОР тех).

3. АУДИОИГРЫ для незрячих и слабовидящих людей.


Они представлены обучающими играми для детей – в них дети узнают о явлениях природы, редких животных, развивают память и пространственное мышление.
Есть игра для подростков в жанре научной фантастики и юмористическая игра для взрослых.
4. Soundball.

Умный мяч для незрячих спортсменов. Это первый в мире электронный мяч для любых видов игр от футбола до голбола. Внутри него есть специальные датчики и электрические моторы, которые начинают громко шуметь, как только он прекращает движение или куда-то закатывается.

Список приложений постоянно совершенствуется.
Основной целью коррекции слабовидения является не только повышение остроты зрения или иных зрительных функций, а самое главное – расширение возможностей человека использовать сохранившиеся зрительные функции для нормальной учебной, трудовой и бытовой деятельности.

Детский офтальмолог